В.В. Перлюк
ЮНОШЕСКАЯ "АВИОНИКА” РАБОТАЕТ ПО-ВЗРОСЛОМУ
 
Реалии современного общества, в том числе изменение ценностных ориентиров подрастающего поколения способствуют развитию тревожной тенденции, последствия которой могут самым отрицательным образом сказаться на будущем России. Речь идет о падении интереса подростков к производству и технике в целом, и к сфере аэрокосмоса в частности. Усугубляет проблему и демографический кризис начала 90-х, в связи с которым в последние годы наблюдается существенное снижение числа абитурентов ВУЗов. И хотя более 80% одинадцатиклассников ежегодно связывает свои профессиональные планы с поступлением в ВУЗ, что даже превосходит потребности страны, но только половина оканчивающих среднюю школу могут объективно реализовать свои профессиональные намерения. Остальные вынуждены актуализировать запасные, резервные варианты профессионального самоопределения.
 
В этой связи проблема становления высококвалифицированных технических специалистов приобретает особо острое значение. Современное общество предъявляет выпускнику технического ВУЗа, особые требования, среди которых важное место занимают высокий профессионализм, активность и творчество. Процесс совершенствования подготовки будущих специалистов в условиях современного образования достаточно сложен и обусловлен многими факторами. Одним из факторов является степень адекватности мотивационных установок поступления в ВУЗ и получаемой профессии. По мнению А.К. Маркова, «мотивационно-потребностное соответствие будущей деятельности является неприемлемым условием формирования творчески активной и социально зрелой личности».
 
Представления старших школьников, абитуриентов о целях обучения в ВУЗе, об уровнях, требованиях и содержании будущей профессиональной деятельности на этапе выбора профессии оказывают влияние на процесс дальнейшего профессионального становления студентов в период обучения их в высшей школе, когда повышение информированности о профессии становится фактором формирования к ней положительного или отрицательного отношения. Вместе с тем, по данным социологов, подавляющее большинство (до 70-80%) абитуриентов различных вузов имеет слабые или вовсе не имеет адекватных представлений о своей будущей работе и предъявляемых профессиональных требованиях. Оказывается, что с поступлением в ВУЗ процесс профессионального самоопределения не завершается. Из ряда исследований известно, что от 30 до 50% первокурсников разных вузов хотели бы поменять избранную ими специальность. Одной из причин ошибочного профессионального выбора является слабое представление школьников о содержании и уровнях будущей профессиональной деятельности
 
Концепция «Школа-ВУЗ-производство» указывает на один из путей решения названной проблемы. Ее основная идея - всесторонняя поддержка профессионального и мотивационного самоопределения молодежи, начиная со школьного возраста. Для этого требуются совместные серъезные усилия образовательных учреждений всех ступеней, предприятий, общественных организаций.
 
Наш ВУЗ давно и успешно работает со школами и другими средними образовательными учреждениями Санкт- Петербурга, а также с промышленными аэрокосмическими предприятиями города по информированию будущих абитурентов о направлениях подготовки специалистов, по проведению олимпиад и конкурсов, по подготовке к сдаче вступительных экзаменов в ВУЗ. С этой целью долгие годы успешно функционировал малый факультет. Лучшие преподаватели ВУЗа активно работают в качестве профориентаторов. Однако, после введения единого государственного экзамена (ЕГЭ) и отказом от собственных вступительных экзаменов для абитурентов, ситуация с отбором будущих студентов в корне изменилась. Однако главная задача отбора осталась прежней - найти среди одаренных детей, как максимум, будущих конструкторов аэрокосмического оборудования, а как минимум - абитуриентов СПбГУАП, готовящего обширный круг разнообразных специалистов для аэрокосмической отрасли.
 
По словам декана 1-го факультета Фетисова Владимира Андреевича "руководство СПбГУАП решило организовать юношескую аэрокосмическую школу высоких технологий, в которых обучение ведется с целью максимального развития у учащихся мотивации к обучению в нашем ВУЗе. Мы очень хотим, чтобы впоследствии из них вырастали отличные технические специалисты – инженеры и эксплуатационщики для Санкт- Петербургских предприятий, а также научные и учебные работники для нашего ВУЗа и научных организаций города”.
 

 

Фото Декан 1-го факультета CПбГУАП вручает дипломы лучшим выпускникам 2010 года. Слева направо: Виталий Прелуцкий, Валентина Боковая, Алексей Тыртычный, Владимир Андреевич Фетисов
 
В октябре 2009 года по инициативе ректора Санкт- Петербургского университета аэрокосмического приборостроения Оводенко Анатолия Аркадьевича и декана первого факультета Фетисова Владимира Андреевича была организована юношеская аэрокосмическая школа высоких технологий (ЮАКШ ВТ) "Авионика”. Ее основной целью является привлечение талантливой молодежи к занятию аэрокосмической тематикой и подготовка к последующему поступлению в наш ВУЗ. Важным отличием от подобных проектов в других ВУЗах является то, что все занятия для учащихся проводятся бесплатно, за счет собственных средств университета. График их проведения составляется так, чтобы обеспечить их без отрыва от основных занятий в средних образовательных учреждениях.
 
 

Фото Преподаватели и учащиеся ЮАКШ ВТ "Авионика”
 
ЮАКШ ВТ "Авионика” – это факультативное подразделение длительной довузовской подготовки, профессиональной ориентации и отбора кандидатов для поступления на высокотехнологичные направления и специальности СПбГУАП. ЮАКШ ВТ "Авионика” создана для юношей и девушек – учащихся 9-11 классов общеобразовательных школ, гимназий и лицеев, а также колледжей и профессиональных лицеев г. Санкт- Петербурга и области. Проект создания ЮАКШТ ВТ "Авионика” носит комплексный характер и предполагает проведение мероприятий от агитационно-пропагандистского и учебно-методического до исследовательского и производственного характера, а также акций, направленных на профессиональную ориентацию подрастающего поколения, организацию его досуга и занятости, пропаганды здорового образа жизни, совершенствования нравственного, эстетического и интеллектуального развития молодежи, а также профилактики асоциального поведения.
 
Его основные задачи:
1) мотивирование подростков к работе в аэрокосмической сфере;
2) развитие творческих способностей школьников и их склонности к исследовательской деятельности;
3) создание условий способствующих становлению, развитию и укреплению системы патриотического воспитания молодежи,
4) пропаганда здорового образа жизни, организация интересного досуга и занятости, совершенствование нравственного, эстетического и интеллектуального развития, профилактика асоциального поведения в среде подрастающего поколения;
5) непосредственное привлечение молодежи к участию в престижных крупных мероприятиях Российского и международного уровня (конкурсы, конференции и олимпиады)
6) допрофессиональная теоретическая подготовка молодежи, развитие специальных качеств и умений.
 
На особенностях решения последней из названных задач хотелось бы остановиться подробнее. Современная авиастроительная отрасль нуждается в специалистах, обладающих широким спектром знаний, выходящих за рамки их непосредственной профессиональной деятельности. Подготовка кадров, компетентных в вопросах истории науки и техники и, в частности, истории авиации должна быть одной из составляющих такой профориентационной работы. Между тем, предпрофессиональная работа с подростками имеет свою специфику. Во-первых, далеко не все учащиеся средней школы способны определиться с выбором будущей профессии, а значит, неизбежны проблемы с их недостаточной мотивацией. Во-вторых, особенности подростковой психологии таковы, что первоначальный интерес в этом возрасте вызывает то, что «легко дается», и заинтересованность гаснет, если «не получается». Поэтому на начальных стадиях обучения надо очень аккуратно идти от простого к сложному, дабы «не вспугнуть» искру первоначального интереса к профессии.
 
Преподаватели, привлеченные к работе ЮАКШ ВТ "Авионика” с большой серьезностью подходят к выбору учебных программ, основываясь на обеспечении требуемой мотивации учащихся, а также на тенденциях современного рынка труда. Мы стремимся, чтобы наши выпускники могли успешно продолжить образование в вузах и были востребованы как квалифицированные специалисты, способные качественно выполнять свою работу, занимаясь любимым и, что не менее важно, престижным делом. Возможность применить знания – это обязательное условие. Поэтому все наши образовательные проекты носят сугубо практическую направленность. В настоящий момент сформировались три основных учебных цикла.
 
1. История и основы авиации, ракетостроения, космонавтики и приборостроения. Этот цикл учебных занятий ведет доцент 11-ой кафедры СПбГУАП Тихомиров Михаил Евгеньевич. Михаил Евгеньевич является признанным популяризатором авиации и космонавтики в СПбГУАП. На своих занятиях он рассказывает об истории Российской и мировой авиации и космонавтики. Здесь рассматриваются основные принципы и особенности построения авиакосмических систем от исторических летательных аппаратов, ставших классическими до военных самолетов пятого поколения.
 

Фото Слушатели ЮАКШ ВТ "Авионика” на занятиях об истории авиации
 
Учебные занятия проводятся с использованием современных технических мультимедиа- средств не только в аудиториях университета и лабораториях кафедр, но также и на аэродромах, тренажерах авиационной техники в форме лекционных, практических и лабораторных занятий, экскурсий. Например 4-го февраля 2010 года были организованы выездные занятия учащихся ЮАКШ ВТ "Авионика” в производственных цехах ОАО "20 авиационный ремонтный завод” (г. Пушкин).
 
 

Фото Доцент СПбГУАП Тихомиров Михаил Евгеньевич рассказывает о работе авиационного двигателя
 
На них учащиеся под руководством опытных преподавателей ГУАП и сотрудников предприятия имели возможность познакомиться с реальным оборудованием современных боевых самолетов, почувствовать себя пилотом современного истребителя или бомбардировщика и даже посидеть в кабине знаменитого СУ-27, на котором летает замечательная российская авиационная группа "Русские витязи”.
 

Фото Учащаяся ЮАКШ ВТ Арина Иванова в кабине истребителя Су-27
 

Фото Учащиеся ЮАКШ ВТ "Авионика” на практических занятиях на ОАО "20 авиаремонтный завод” изучают истребитель СУ-27 авиагруппы "Русские витязи”
 
В ходе занятий учащиеся посетили лаборатории и цеха предприятия, на которых трудятся выпускники СПбГУАП. Там они смогли воочию познакомиться с особенностями будущей профессии инженера- эксплуатационщика авиационной техники. Примечательно, что одна из слушательниц ЮАКШ ВТ "Авионика” – Маша Орлова является представителем третьего поколения династии сотрудников ОАО "20 авиационный ремонтный завод”
 
В перспективе в рамках данного цикла предполагается организация ознакомительных полетов учащихся на легких самолетах и парашютные прыжки (разумеется при согласии родителей и выполнении других обязательных условий).
 
 Основы конструкций летательных аппаратов и аэродинамики Этот цикл учебных занятий ведет доцент 12-ой кафедры СПбГУАП Кокошкин Роман Николаевич. Роман Николаевич является видным специалистом в области аэродинамики и решении задач исследования процессов воздушной среды так называемого пограничного слоя (области в непосредственной близости корпуса летательного аппарата). На своих занятиях Роман Николаевич знакомит учащихся с основными принципами полета летательных аппаратов в атмосфере. Теория подкрепляется разнообразными практическими учебно- исследовательскими работами, выполняемых в лабораториях СПбГУАП. При их выполнении учащимся предоставляется уникальная возможность самостоятельно провести продувки моделей летательных аппаратов и их элементов в аэродинамической трубе, а затем обработать полученные экспериментальные данные.
 

Фото Учащиеся ЮАКШ ВТ под руководством Романа Николаевича Кокошкина проводят экспериментальную продувку модели в институтской аэродинамической трубе
 
Прикладные информационные технологии в аэрокосмических задачах Этот цикл учебных занятий ведет докторант 11-ой кафедры СПбГУАП Перлюк Владимир Владимирович. Современное развитие авиации, ракетостроения, космонавтики и приборостроения немыслимо без применения передовых информационных технологий. И хотя сегодня у каждого школьника есть домашний персональный компьютер, чаще всего он используется только как инструмент для написания учебных рефератов, изучения понравившихся сайтов в Интернете или просмотра любимых видеофильмов. Однако даже небольшой домашний компьютер можно при желании превратить в настоящий информационно – измерительный комплекс.
 
 

Фото Докторант каф. N11 Владимир Владимирович Перлюк на занятиях по информационным технологиям
 
На своих занятиях Владимир Владимирович знакомит учащихся с передовой технологией комплексной автоматизации измерения и управления компании National Instruments Labview. Удобный интерфейс и графический язык программирования позволяет буквально с первых занятий научиться создавать работающие в комплексе с физическим оборудованием виртуальные приборы. Простота программирования в Labview позволила за небольшое время с помощью наиболее активных студентов – старшекурсников автоматизировать работу ряда весьма сложных лабораторных стендов межфакультетской лаборатории авиационных приборов СПбГУАП. Высокая степень мотивационно-целевой основы обучения студентов не может не оказывать значительное влияние на ее формирование и у будущих абитурентов. В силу этого к занятиям ЮАКШТ "Авионика” по информационным технологиям активно привлекаются студенты- старшекурсники, рассказывающие в форме дискуссии о выполненных ими собственных проектах. Активное обсуждение принятых решений, формирование новых предложений по улучшению проектов позволяют учащимся ЮАКШТ "Авионика” поверить в собственные силы, формирует у них творческое отношение к изучаемому предмету.
 
 

Фото Занятия ЮАКШ ВТ в межфакультетской лаборатории авиационных приборов ГУАП ведет студент- старшекурсник Алексей Соболев
 
В последующем в рамках данного цикла планируется рассмотреть современные компьютерные средства автоматизации конструирования и моделирования аэрокосмических систем. Планируется также с использованием современных компьютерных технологий проводить углубленную математическую подготовку 11-классников с учетом и требований ЕГЭ. Программа занятий призвана обеспечить школьнику систематизации имеющихся знаний и успешно подготовиться к экзаменам.
 
В программе работы ЮАКШТ ВТ "Авионика” учтены возможность и необходимость использования масштабных международных и российских мероприятий для привлечения молодежи к участию в конференциях, тематических выставках, показах, соревнованиях и праздниках. С 17 по 19 марта 2010 года группа учащихся приняла активное участие в 4-ой Всероссийской открытой научно- практической конференции старшеклассников "Будущее сильной России – в высоких технологиях” "Научно- технические проблемы в промышленности: будущее сильной России – в высоких технологиях.” Учащиеся 11-го класса Санкт-Петербургской средней школы N603 Бекяшева Екатерина и Ткаченко Екатерина подготовили доклад "Учебно- демонстрационный макет информационно- измерительной системы диагностики турбовинтового двигателя самолета Ан-26”.
 

Фото. Екатерина Бекяшева и Екатерина Ткаченко рядом с авиадвигателем АИ-24ВТ в лаборатории СПбГУАП
 
 

Фото Екатерина Бекяшева и Екатерина Ткаченко делают доклад на конференции старшеклассников "Будущее сильной России – в высоких технологиях
 
Идея доклада возникла в ходе проводимых в ЮАКШ ВТ занятий. За очень короткое вряем девушки подробно разобрались в основных принципах работы современного газотурбинного двигателя и даже с помощью старших товарищей сумели изготовить учебно- демонстрационный макет”. Применение современных технологий National Instruments и среды графического программирования Labview позволили "оживить” стенд. Обычный персональный компьютер был превращен в приборную панель самолета, с помощью которого стало возможным управлять режимами работы авиадвигателя. Частота вращения ротора двигателя менялась с помощью электродвигателей макета. При выхода двигателя на недопустимые режим работы в макете имитировался пожар с помощью специальных ламп подсветки.
 
Несколько более простой макет был разработан учащимися 10 класса Санкт-Петербургской средней школы N548, Ивановой Алиной и Красовской Виленой. Они выступили на конференции с моделью промышленного робота собственной разработки, способного выполнять несложные монтажные операции. Наши юноши Николай Жарких и Артем Тишин сделали демонстрационный макет аэродромной метеорологической системы. Все эти работ приводились в действие управляющим компьютером.
 
 
 
Фото Упрощенная модель промышленного робота (слева) и авторы в процессе ее изготовления (справа)
 
Разработки юношей и девушек были высоко оценены строгим жюри, в работе которого принимали участие ведущие специалисты промышленных и образовательных учреждений Санкт- Петербурга. В результате Бекяшева Екатерина и Ткаченко Екатерина получили диплом 2-ой степени. Кроме ценных подарков от организаторов конференции и комитета по образованию Правительства Санкт- Петербурга, девушки был удостоены главного приза - поездки на космодром Плесецк и участие в обширной экскурсионной программе.
 
 

Екатерина Бекяшева(слева) и Екатерина Ткаченко (справа) на трожественном вручении дипломов
 

С приветственной речью к призерам конференции обратился вице-губернатор Санкт- Петербурга Михаил Эдуардович Осиевский
 
Невозможно передать ту бурю радостных эмоций, которые получили участники ЮАКШ ВТ Авионика на конференции. Перед юношами и девушками выступали руководители города, такие как вице-губернатор Санкт- Петербурга Михаил Эдуардович Осиевский, выдающиеся руководители и специалисты аэрокосмической промышленности, такие как генеральный директор ОАО Радар ММС Анцев Георгий Владимирович и его заместитель Сарычев Валентин Александрович и другие выдающиеся ученые и специалисты. Все это, безусловно показало молодежи, насколько важно для Российского общества их участие в научно- техническом творчестве.
 

Фото Воспитанники ЮАКШ ВТ "Авионика” вместе генеральным директором ОАО Радар ММС Анцевым Георгием Владимировичем (справа) и руководителем школыТихомировым Михаилом Евгеньевичем (в центре)
 

Фото Воспитанники ЮАКШ ВТ "Авионика” вместе с организаторами конференции на ее торжественном закрытии
 
В итоге хочется отметить, что проект ЮАКШ ВТ "Авионика” имеет открытый характер и доступен для участия в его реализации различных научных, образовательных учреждений, общественных объединений и авиационно - спортивных организаций. Нами предусматриваются различные формы неформального профессионального общения и совместной деятельности учащихся и специалистов аэрокосмической сферы. Например, с новым 2010 годом ребят лично поздравлял генерал- лейтенант, военный летчик- испытатель России Владимир Сергеевич Суслов, который с удовольствием принял участие в совместном чаепитии.
 

Фото С новогодними поздравлениями перед слушателями ЮАКШ ВТ выступил генерал- лейтенант, военный летчик- испытатель Владимир Сергеевич Суслов
 
Фото Новогоднее чаепитие преподавателей и слушателей ЮАКШ ВТ "Авионика”
 
Мы с радостью рассмотрим все предложения по развитию и совершенствованию выбранных нами форм работы с учащимися.
 
 
 
Наши адреса для связи:
 
190000 Санкт-Петербург, Большая Морская-67, Факультет N1
 
 
Май 2010